Симптомы и лечение задержки психического развития у детей

Симптомы и лечение задержки психического развития у детей ЗПР, или задержка психического развития у детей – это заболевание, представляющее собой некоторое отставание от общепринятых норм в процессе совершенствования таких функций, как память и внимание, эмоционально-волевая сфера и мышление. Оно выявляется либо непосредственно перед поступлением в школу, либо еще в дошкольном возрасте. Основные симптомы – это незрелость мышления, преобладание исключительно игровых интересов, недостаток знаний, которые обеспечивают интеллектуальную деятельность мозга..

Читайте также: Что делать, если появилась душевная боль после расставания

Почему возникает задержка развития

Причинами заболевания могут быть как социальные, так и биологические факторы. К первым относятся:

  • серьезные психотравмы в детском возрасте;
  • равнодушное отношение родителей к воспитанию ребенка, полное отсутствие внимания к нему;
  • неблагоприятные условия;
  • изоляция от общества в течение продолжительного периода.

В категорию биологических факторов, вызывающих нарушения психики у ребенка, выделяют:

  1. Асфиксия во время родов.
  2. Серьезные патологические явления в период беременности. К ним относят не проходящий в течение длительного времени токсикоз, органические поражения внутренних органов и травмы, инфекционные заболевания и воспалительные процессы в организме женщины.
  3. Наследственность.
  4. Врожденные нарушения в работе органов ребенка.
  5. Расстройства нервной системы.
  6. Недостаток кислорода в период внутриутробного развития.
  7. Недоношенность.
  8. Физические травмы, интоксикация или инфекционные заболевания в возрасте до 3-5 лет.

Симптомы и лечение задержки психического развития у детейИменно в зависимости от тех факторов, которые спровоцировали заболевание, оно делится на несколько основных видов:

  • конституциональная задержка, возникающая из-за генетической предрасположенности;
  • психогенная форма, основные причины возникновения которой – это недостаток родительского внимания, однообразная среда, физическая и эмоциональная обделенность, отсутствие возможности общения со сверстниками;
  • соматогенное отставание, к которому приводят заболевания внутренних органов, перенесенные в раннем возрасте – дизентерия, различные формы астении, сильные аллергические реакции, инфекционные недуги;
  • церебрально-органические нарушения в развитии, которые вызывают родовые травмы, недостаток кислорода при внутриутробном развитии, тяжелые роды.

Симптоматика: как распознать ЗПР и не перепутать ее с умственной отсталостью

Как упоминалось выше, задержки психического развития редко распознаются в возрасте 1-3 года. В основном их выявляют лишь в процессе подготовки к обучению и Для ЗПР характерны следующие симптомы:

  • замкнутость, стремление устраниться от общения сверстников и коллективных игр;
  • сложности с выполнением элементарных действий, которые должны легко осуществляться в дошкольном возрасте (одевание и обувание, самостоятельный прием пищи, соблюдение правил гигиены и прочие);
  • агрессивность по отношению к ровесникам;
  • трудности с принятием простых решений;
  • тревожность, часто перерастающая в панические состояния.

Все подобные симптомы являются поводом для обращения к врачу и диагностики заболевания.

Новорожденный ребенок с ЗПР может значительно позже начать держать головку, садиться, говорить или делать первые шаги. Впрочем, в этой ситуации диагностирование задержки психического развития может быть ошибочным.

ЗПР достаточно часто путают с умственной отсталостью, однако эти заболевания имеют значительные отличия. Разницу между ними позволяет выявить следующая группа признаков:

  1. При задержке развития ребенок никогда не отказывается от помощи при каких-либо затруднениях, а также запоминает нужные действия и повторяет их в следующий раз.
  2. Ребенок с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, предпринимает попытки понять то, о чем ему рассказывают или читают.
  3. Умственная отсталость в подавляющем большинстве случаев оказывается неизлечимой. Отставание же можно преодолеть, если создать ребенку соответствующие условия для этого.

Очень важно помнить, что диагноз «задержка психического развития» ни в коем случае не является приговором для малыша и родителей. Комплексный подход к лечению часто дает отличные результаты, благодаря чему ребенок занимает свое место в обществе без повторного возникновения проблем.

Методы лечения ЗПР

В отличие от умственно отсталых детей, ребенок с ЗПР вполне может поступать в обычную школу. Но при этом как педагоги, так и родители должны понимать, что сложности с обучением в младшем школьном возрасте вызывает не лень и нерадивость ученика, а его заболевания. Преодолевать трудности лучше совместными усилиями, что даст хорошие результаты.

В зависимости от причин ЗПР, а также от тяжести симптомов лечение может осуществляться такими способами, как:

  • психологические сеансы;
  • занятия с сурдопедагогами – специалистами, призванными устранять проблемы в обучении детей;
  • прием медикаментов, направленных на устранение тревожных расстройств, панических состояний и агрессивности; лекарственные препараты применяются лишь в особо сложных случаях.

Полное устранение отставания в психическом развитии зависит не столько от самого ребенка, сколько от внимания к нему родителей, чуткого отношения педагогов и правильно назначенного лечения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

Капча загружается...

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: