Как и чем лечится психический дизонтогенез

Как и чем лечится психический дизонтогенезИзучение нарушений работы эмоциональной сферы позволяет повышать эффективность лечения в каждом конкретном случае и добиваться хороших результатов даже в ситуациях, кажущихся безнадежными.

Психический дизонтогенез – это заболевание, предполагающее серьезные расстройства функционирования либо всей психической сферы человека, либо лишь отдельных ее элементов. Понятие объединяет целый ряд болезней, к которым относятся нарушения онтогенеза как в зрелом, так и в раннем возрасте. Российская дефектология часто применяет другое название, которое звучит как «аномалии психического развития».

Читайте также: Симптомы и лечение посттравматического стресса

Классификация дизонтогенеза

Классификация аномалий развития по Лебединскому выглядит следующим образом:

  1. Общее недоразвитие психики, которое возникает при родовых, внутриутробных, наследственных или постнатальных поражениях мозга. Нарушения в основном выражаются в отставании интеллекта и речевых функций, в то время как память, эмоции, моторика и непроизвольное восприятие реальности расстраиваются в гораздо меньшей степени. Типичная модель общего недоразвития – это олигофрения, которая, в свою очередь, делится на идиотию, имбецильность и дебильность.
  2. Отставание процесса формирования эмоциональной и познавательной сфер (ЗПР). Выявляется в основном у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. Характеризуется недостатком знаний и навыков для полноценной умственной деятельности, преобладанием игровых интересов, незрелостью мышления, а также быстрой утомляемостью от любых интеллектуальных занятий.
  3. Дефицитарное развитие психики. Его основная причина – врожденные проблемы со зрением или слухом, с речевым аппаратом. Также аномалии возникают из-за тяжелых заболеваний эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Характеризуются они своеобразным формированием личности, связанным не только с врожденными дефектами, но и с неправильным воспитанием.
  4. Поврежденное развитие психики, моделью которой является органическая деменция. Среди основных причин ее возникновения – обменные и дегенеративные заболевания мозга, которые были унаследованы либо приобретены в детстве. Также деменцию вызывают серьезные инфекционные заболевания, отравления, поражения нервной системы. Характеризуется поврежденное психическое развитие неспособностью к малейшему умственному напряжению, отсутствием каких-либо стимулов к интеллектуальной деятельности, апатией, низкой активностью мышления.
  5. Искаженное развитие психики, сочетающие в себе признаки общего недоразвития психической сферы и чрезмерно быстрого развития отдельных ее функций. Характерные черты при данном варианте заболевания – попытки отгородиться от мира, полное отсутствие или проявление парадоксальных реакций на какие-либо внешние раздражители, повышенная ранимость при контактах с окружающей средой. Ребенок стремиться сохранять постоянство в каждой детали, он привыкает носить одни и те же вещи, совершать прогулки по одному маршруту, употреблять в пищу только привычные продукты, не пытаясь внести разнообразие.
  6. Дисгармония психического развития. Данная форма напоминает предыдущую, однако отличается от нее врожденной либо приобретенной в очень раннем возрасте диспропорциональностью. Проявляется конституциональными психопатиями, такими заболеваниями, как шизофрения, психастения, эпилепсия и прочими, полученными по наследству.

Первичные и вторичные симптомы психического дизонтогенеза

Советский психолог Лев Семенович Выготский в 1960 году приводил основные доказательства того, что психический дизонтогенез Как и чем лечится психический дизонтогенезимеет системное строение. Кроме того, он выделил две группы симптомов аномального развития психики:

  • К первичным были отнесены те нарушения, которые возникли из-за биологических факторов – родовых травм, поражений органов чувств, серьезных заболеваний внутренних органов.
  • В качестве вторичных симптомов Л. С. Выготский выделял нарушения, которые появились из-за аномального социального развития личности. То есть если биологические причины (к примеру, отсутствие слуха) мешают человеку нормально общаться, у него возникают психические расстройства, вызванные боязнью потерпеть неудачу или постоянным ощущением своей беспомощности, ущербности. Причем в подавляющем большинстве случаев они носят специфический характер.

Кроме того, психиатрия и психология выделяет еще два вида симптомов недоразвития или неправильного развития психической сферы:

  1. Негативные, к которым относятся отставания в развитии познавательных функций, невропатические состояния, ранний детский аутизм и прочие.
  2. Продуктивные. В эту группу входят сверхценные интересы и идеи, патологическое фантазирование, стереотипии, эхопраксии, безосновательные страхи.

Аномальное развитие психики в наше время является предметом тщательного изучения патопсихологии, физиологии, дефектологии. Это позволяет выявлять связи между физическими и психическими отклонениями, разрабатывать новые и более эффективные методики психологической коррекции личности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

Капча загружается...

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: